пятница, 4 июля 2014 г.

Боремся с ВВ-фобией, или Приручаем ток в розетке

Некоторые мои товарищи посмеиваются над тем, что я боюсь работать с 220В. Пока дело ограничивается включением заводских устройств или проводкой в комнате (если она отключена во время работы) - всё в полном порядке, но как только нужно работать с такими напряжениями в схемотехнике, особенно в полупроводниках...

Сейчас же, летом, когда в голове полно идей и не знаешь, за что ухватиться в первую очередь, я решил взять себя за... впрочем, это неважно... Главное, что я решил восполнить образовавшийся пробел и собрать работающую схему с симистором.


Лирика

Возможно, это связано с моим не самым удачным опытом в этом деле. Когда я только начинал собирать свои устройства, мне приходилось делать схемы управления переменным током (по сути, электронные выключатели, без регулировки мощности). Тогда я, полный энтузиазма и желания постичь новое, собрал схему с симистором и опторазвязкой. К сожалению, по неизвестной мне причине, она не заработала (вернее, некоторое время проработала с перебоями и перестала), к тому же по неосторожности я получил током по пальцам от схемы. Не смертельно, но очень неприятно.

Так мои отношения с током из розетки испортились на довольно долгий срок. Когда речь заходила о том, что моё устройство должно работать с сетью - безальтернативным вариантом было использование реле.

За дело!

Из закромов жёсткого диска вытащены даташиты от симистора BT-139 и оптосимистора MOC3063, нарисована схема, разведена плата. Разогрет утюг, обрезан текстолит. Заброшена травиться плата. Уже сейчас боязно.

Стравилась. Облуживаю, сверлю, впаиваю компоненты. Получилась вот такая вот красотка:



Для уверенности, что возможная проблема будет не "снаружи" (то есть не в цепи питания светодиода оптосимистора), установил красный индикационный светодиод, который загорается при подаче напряжения на внутренний светодиод оптопары.

Подсоединяю к клеммникам с одной стороны источник питания 5В через кнопку, с другой - патрон с лампочкой в разрыв провода с вилкой.

Самый напряжённый момент... Вилку - в розетку настольного "пилота". Включаю "пилот". Тишина, ничего не трещит, не светится и не дымится. Хорошо. Нажимаю кнопку...


Работает! Отпускаю - гаснет. Красота!

Но всё ещё непонятно, почему старые схемы на работали. Может быть, мне дважды попались бракованные симисторы, может, неправильно впаивал микросхему оптопары. Хотя, в общем-то, сейчас это уже неважно. Симисторам - да.

Настало время для новых идей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий