суббота, 19 декабря 2015 г.

А вы мечтали работать с "Лего"?

Ещё вспоминается тот восторг, когда мне пятилетнему подарили набор конструктора "Лего". Вроде бы там была автозаправка с бензовозиком и человечками. Ну и помнится, как этот конструктор родители выгребали горстями изо всех углов дома. Разумеется, деталек довольно скоро стало не хватать, и меня посещала такая мысль:
Если дома сделать большую перестановку, или выбросить много ненужной мебели, то явно можно найти все недостающие детали.
Ну да, как же. И перестановки уже были, и даже масштабный ремонт сделали. А деталек так и не прибавилось.

Впрочем, и конструктор тот уже давно где-то далеко от дома. То ли отдали кому-то, то ли ещё что-то с ним сделали. В общем, нет его.

Когда я учился классе в десятом и потихоньку осваивал робототехнику, один мой одноклассник предложил сделать автоматическую железную дорогу. У него как раз была такая дорога от Лего, просто хотелось прикрутить к ней Arduino и сделать что-нибудь прикольное. Впрочем, эта идея так и повисла в воздухе, а дорога эта, отданная мне на растерзание, так и лежит в шкафу и ждёт своего часа.

Всё это - вступление к тому, как мне случилось поймать настоящую работу, связанную с Лего, и что я сейчас думаю об этом.

Как всё начиналось

Случилось это в конце лета 2015 года (вот этого самого лета). Так получилось, что один довольно известный в нашем захолустье частный детский центр захотел развить направление "Робототехника". Контингент - детишки от 6 до 12 лет. И случилось им выйти на меня по этому поводу.

В разговоре со своим будущем начальством я сказал, что с ребятами такого возраста довольно сложно прокручивать сколько-нибудь грандиозные проекты. Лет до 11 уж точно. И уж самое интересное - найти такие наборы, которые не отпугнут своей сложностью. Однако, есть такие замечательные наборы Lego Mindstorms...
Сам я в этот момент крепко задумался. Вспоминал свои первые соревнования по робототехнике. Тогда я из конструктора Pop-Bot сделал простенькую модельку, которая ездила по линии. И какое противоречивое мнение было о леговских роботах, которые раскатывали по этой же линии. Да, в этих наборах потрясающая механика. Да, отличные колёса с цепкой резиной. Да, движки выглядели очень неплохо.

Но как нелепо выглядели сделанные модели, которые разваливались при малейшем столкновении (или даже сами по себе). А главное - как нелепо выглядели здоровенные лбы, которые с этими моделями приходили.

В общем, предвзятое у меня было отношение к леговским роботам.

Однако, прикинув, что для таких маленьких детишек что-то сложнее давать бессмысленно, да и форма конструктора Лего всем знакома и отторжения уж точно не вызовет, я всё-таки решился на этот эксперимент. Тем более, что хотелось и самому своими руками пощупать эту штуку, безумно дорогую элитарную игрушку (шутка ли, один ящик образовательного набора Mindstorms EV3 Core стоил на тот момент около 30 тысяч рублей. О чём мечтать студенту-нищеброду).

Я назвал эту сумму начальству, и начальство взяло под козырёк. (Ну и амбиции, подумал я тогда). Решили для начала заказать четыре набора с расчётом на группу из 8 человек. Вдобавок я предложил взять ещё два набора расширения, чтобы к базовым 4 моделям прибавить ещё пяток. В общем, довольно стандартный комплект, предложенный самой компанией Лего на сайте.

Не прошло и недели, как я уже вёз из Москвы целую груду ящиков с этими конструкторами, предвкушая весёлое времяпрепровождение.

Первые шаги

Кружок объявили открытым. Я провёл вводное занятие без конструкторов, просто чтобы познакомиться с ребятами и рассказать о роботах. Сам в это время прикидывал, как можно наладить работу детей в маленьких командах.

Руководство центра решило использовать ресурсы по максимуму, и на четыре набора образовалось три группы примерно по 8-10 человек в каждой. Это уже ставило крест на возможности создавать "долгоиграющие" поделки: каждой группе хотелось создать независимую рабочую атмосферу.

Я решил пойти по пути наименьшего сопротивления, а именно: собрать с ребятами все предложенные в наборах модели, параллельно рассказывая в фоне про то, как работают механизмы и как можно программировать эти модули. Программировать их оказалось до безобразия просто, для этого на первых этапах даже не обязательно иметь компьютер: на "интеллектуальном блоке" EV3 (как и на его предшественнике NXT, как я понимаю) можно сходу написать простенькую линейную программу а-ля "проехать вперёд, пока датчик дистанции не увидит значение меньше 30, после чего развернуться и пискнуть".

Разумеется, старшие ребята справляются с задачей куда быстрее младших (за исключением, может быть, особо талантливых младшаков). Для того, чтобы нивелировать проблемы с созданием "независимой атмосферы", в начало дня была приглашена младшая группа, за которой шли старшие.

Подготовка к занятию идёт таким образом. На каждом занятии я записываю, на каком этапе сборки модели остановилась каждая из команд (наборы для этого были предварительно пронумерованы). Дома перед следующим занятием я собираю/разбираю модели до того состояния, на котором остановились младшие команды. С утра эти команды примерно успевают довести их до этапа, на котором остановились старшие. (В перерыве я уточняю эти состояния). И так до конца дня, после чего цикл повторяется через неделю.

А теперь о несерьёзном

О ребятах

Работать с детишками здорово. Разумеется, у них иногда случаются конфликты, которые необходимо разруливать. Более того, некоторых даже приходится разделять по разным группам. Но всё-таки они замечательные. Вот как можно оставаться равнодушным, глядя на это:



У них почти всегда есть желание что-то делать. Они приходят на занятия и ждут, когда же откроют новую инструкцию. Сборка многих моделей не укладывается в один час, и поэтому приходится разбивать её на несколько занятий. Не все успевают полностью поучаствовать в работе, но это мало кого вообще смущает. (Хотя всё равно немного неловко, но что можно поделать).

О подготовке занятий

А вот этот процесс стал субботним вечерним ритуалом. Ты садишься за стол и начинаешь методично подготавливать четыре набора к следующему занятию. Читай - играться с конструктором.

Сначала это было жутко весело и интересно. Но всё-таки это работа, это обязательство, и настроение не всегда соответствует. (Вот ну никак я маленький не представил бы себе, что мне может надоесть играть в конструктор!)

К тому же, конструктор действительно сильно грохочет во время сборки (на это жаловалась сестра в соседней комнате). Что ж, справедливо.

Иногда возникает желание просто отвлечься от всей этой возни и самому поковыряться в возможностях блоков EV3 и внешних устройств, просто поразвлекаться в своё удовольствие... Но было бы время и идея. Впрочем, я давно обещаю старшим, что мы позанимаемся программированием.

Надеюсь, что в новом году я найду в себе сил и вдохновения для того, чтобы продумать всё это.

Комментариев нет:

Отправить комментарий